Название статьи

Совершенствование математической модели взаимодействия токоприемников с контактной подвеской

Библиографическое описание статьи
Михайлов, М. С. Совершенствование математической модели взаимодействия токоприемников с контактной подвеской [Текст] / М. С. Михайлов, О. А. Сидоров, И. Л. Саля // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. – 2025. – №1(61). – C. 12 – 23.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы моделирования взаимодействия токоприемника и контактной подвески, что является актуальной задачей при разработке и оптимизации систем токосъема. Предметом статьи является модель контактной подвески. Наибольшее распространение получили конечноэлементные модели и модели с сосредоточенными параметрами. Отмечены их ключевые особенности: конечноэлементные модели обладают высокой точностью, но требуют значительных вычислительных ресурсов, в то время как модели с сосредоточенными параметрами позволяют быстро оценивать взаимодействие, но имеют ограничения, связанные с упрощенным описанием физических процессов. Цель статьи - повышение достоверности моделирования взаимодействия токоприемников и контактной подвески при использовании моделей с сосредоточенными параметрами. В рамках исследования предложена усовершенствованная модель контактной подвески, в которой приведенная масса заменяется инертором, что позволяет устранить проблему вынужденных колебаний и повысить точность моделирования динамики системы. Данная модель реализована в среде MATLAB Simulink, а ее валидность подтверждена корреляционным анализом, демонстрирующим лучшее соответствие расчетных данных с экспериментальными результатами по сравнению с существующими моделями. Полученные результаты показывают, что предложенный подход позволяет повысить точность моделирования взаимодействия токоприемника и контактной подвески в моделях с сосредоточенными параметрами, что делает его перспективным для применения при проектировании и оптимизации систем токосъема на железнодорожном транспорте.

Список используемой литературы

1. Wu, M., Xu, X., Zhang, H., Zhou, R., & Wang, J. (2024). Pantograph-Catenary Interaction Prediction Model Based on SCSA-RBF Network. Applied Sciences, 14(1), 449. DOI 10.3390/app14010449.
2. Rauter, F. G., Pombo, J., Ambrósio, J., Chalansonnet, J., Bobillot, A., & Pereira, M. S. (2007). Contact model for the pantograph-catenary interaction. Journal of system design and dynamics, 1(3), 447-457. DOI 10.1299/jsdd.1.447.
3. Система автоматического регулирования токоприемника, оснащенного внутрипружинными пневмоэлементами в каретках / О. А. Сидоров, А. Н. Смердин, М. С. Михайлов, В. М. Филиппов. - Текст : непосредственный // Известия высших учебных заведений. Электромеханика. - 2024. - Т. 67. - № 1. - С. 75-81. - DOI 10.17213/0136-3360-2024-1-75-81. - EDN JMUUFZ. @@ Sidorov O.A., Smerdin A.N., Mikhailov M.S., Philippov V.M. Automatic control system of the pantograph, equipped with intraspring pneumatic elements in panhead suspension. Izvestiya Vysshikh Uchebnykh Zavedenii. Elektromekhanika - Russian Electromechanics, 2024, vol. 67, no. 1, pp. 75-81. DOI 10.17213/0136-3360-2024-1-75-81. EDN JMUUFZ. (In Russian).
4. Gregori, S., Tur, M., Nadal, E., & Fuenmayor, F. J. (2018). An approach to geometric optimisation of railway catenaries. Vehicle System Dynamics, 56(8), 1162-1186. DOI 10.1080/00423114.2017.1407434.
5. Bruni, S., Ambrosio, J., Carnicero, A., Cho, Y. H., Finner, L., Ikeda, M.,.. & Zhang, W. (2015). The results of the pantograph-catenary interaction benchmark. Vehicle System Dynamics, 53(3), 412-435. DOI 10.1080/00423114.2014.953183.
6. Вологин, В. А. Взаимодействие токоприемников и контактной сети / В. А. Вологин. - Текст : непосредственный // Труды Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта (ВНИИЖТа)). - Москва : Интекст, 2006. - 256 с. @@ Vologin V.A. Vzaimodeistvie tokopriemnikov i kontaktnoi seti (Trudy Vserossiiskogo ordena Trudovogo Krasnogo Znameni nauchno-issledovatel'skogo instituta zheleznodorozhnogo transporta (VNIIZhT)) [Interaction of pantographs and a contact network (Proceedings of the All-Russian Order of the Red Banner of Labor Scientific Research Institute of Railway Transport (VNIIZHT))]. Moscow, Intekst Publ., 2006, 256 p. ISBN 5-89277-071-0. (In Russian).