Название статьи
Повышение нагрузочной способности токоприемников электроподвижного состава за счет совершенствования системы охлаждения полоза
Журнал:
Известия Транссиба №1(61), 2025
Раздел журнала:
Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация
Страницы: 23-35
УДК: 621.336
Библиографическое описание статьи
Лукьянова, О. А. Повышение нагрузочной способности токоприемников электроподвижного состава за счет совершенствования системы охлаждения полоза [Текст] /
О. А. Лукьянова, А. Н. Тарасов, И. Е. Чертков, А. В. Тарасенко // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2025. – №1(61). – C. 23 – 35.
Аннотация
При увеличении мощности современного электроподвижного состава, обеспечивающего грузо- и пассажироперевозки, остается актуальной проблема передачи больших тяговых токов, вызванная низкой нагрузочной способностью токоприемников, что может привести к перегреву и отжигу контактных вставок с последующим снижением их прочности, отслоением графита от медной оболочки, повышенным износом. В статье рассмотрена классификация различных способов повышения нагрузочной способности токоприемников, наиболее перспективным из которых является охлаждение их полозов. К недостаткам известных активных и пассивных систем охлаждения полозов можно отнести необходимость применения для отведения тепла от нагретых частей дополнительных механизмов и узлов, которые эффективно работают только или при движении электроподвижного состава, или на стоянке. Для устранения указанного недостатка авторами предложено техническое решение полоза токоприемника, оборудованного тепловыми трубками и способного успешно функционировать в различных режимах работы электроподвижного состава. Для проверки работоспособности предложенного технического решения создана его математическая модель в программной среде SolidWorks, которая с помощью приложения FlowSimulation позволяет моделировать протекающие в полозе токоприемника тепловые процессы. При использовании тепловых трубок в конструкции полоза температура нагрева по его длине распределяется более равномерно, тем самым улучшая условия рассеивания тепла в окружающую среду, что позволит пропускать более высокие токи нагрузки. Результаты математического моделирования тепловых процессов в полозе токоприемника в программной среде SolidWorks подтверждены экспериментальными исследованиями на специализированной установке. Применение предложенного устройства способствует более равномерному распределению тепла по поверхности полоза, снижая нагрев контактных вставок и повышая нагрузочную способность токоприемника и надежность его работы в условиях скоростного, высокоскоростного и тяжеловесного движения поездов.
Список используемой литературы
1. Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года // mintrans.gov.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010?ysclid=m88h4nz9f0181640924 (дата обращения: 24.02.2025). @@ Strategiia razvitiia zheleznodorozhnogo transporta v RF do 2030 goda [Strategy for the development of railway transport in the Russian Federation until 2030]. Available at: https://mintrans.gov.ru/documents/1/1010?ysclid=m88h4nz9f0181640924 (accessed 24.02.2025).
2. ГОСТ 32204-2013. Токоприемники железнодорожного электроподвижного состава. Общие технические условия. - Москва : Стандартинформ, 2014. - 24 с. - Текст : непосредственный. @@ GOST 32204-2013. Current collectors of railway electric rolling stock. General specifications. Moscow, Standartinform Publ., 2014. 24 p. (In Russian).
3. Тюрнин, П. Г. Экспериментальное определение токовой нагрузочной способности токоприемника / П. Г. Тюрнин, Н. В. Миронос, М. Н. Изергина. - Текст : непосредственный // Токосъем и тяговое электроснабжение при высокоскоростном движении на постоянном токе. - Москва : Интекст, 2010. - С. 138-144. - EDN UWBYFR. @@ Tyurnin, P.G. Experimental determination of the current-carrying capacity of a current collector. Tokos"yem i tyagovoye elektrosnabzheniye pri vysokoskorostnom dvizhenii na postoyannom toke - Current collection and traction power supply for high-speed movement with direct current. Moscow, Intext Publ., 2010, pp. 138-144. EDN UWBYFR. (In Russian).
4. Купцов, Ю. Е. Беседы о токосъеме, его надежности, экономичности и о путях совершенствования / Ю. Е. Купцов. - Москва : Модерн-А, 2001. - 256 с. - Текст : непосредственный. @@ Kuptsov Yu.E. Besedy o tokos"eme, ego nadezhnosti, ekonomichnosti i o putiakh sovershenstvovaniia [Conversations about current collection, its reliability, efficiency and ways of improvement]. Moscow, Modern-A Publ., 2001, 256 p. (In Russian).
5. Утепбергенова, С. М. Повышение эффективности использования электровозов при продолжительном режиме работы в условиях тяжеловесного движения : специальность 05.22.07 «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Утепбергенова Сандугаш Мырзабековна ; Омский государственный университет путей сообщения. - Омск, 2020. - 173 с. - Текст : непосредственный. @@ Utepbergenova S.M. Povyshenie effektivnosti ispol'zovaniia elektrovozov pri prodolzhitel'nom rezhime raboty v usloviiakh tiazhelovesnogo dvizheniia (Increasing the efficiency of using electric locomotives in continuous operation under heavy-haul traffic conditions). Doctor’s thesis, Omsk, OSTU, 2020, 173 p. (In Russian).