Название статьи
Повышение эффективности управления процессами перевозок в крупных агломерациях через приоритетное обслуживание входящего потока заявок
Журнал:
Известия Транссиба №1(61), 2025
Раздел журнала:
Управление процессами перевозок
Страницы: 96-107
УДК: 656.073.72
Библиографическое описание статьи
Калинин, К. А. Повышение эффективности управления процессами перевозок в крупных агломерациях через приоритетное обслуживание входящего потока заявок [Текст] /
К. А. Калинин, Д. В. Изюмников // Известия Транссиба / Омский гос. ун-т путей сообщения. – Омск. –
2025. – №1(61). – C. 96 – 107.
Аннотация
В статье рассматриваются методы оптимизации управления транспортными потоками в крупных агломерациях путем применения методов кластеризации, маршрутизации и принципов теории массового обслуживания. Основное исследование посвящено перераспределению ресурсов за счет внедрения системы приоритетов в обработке заявок. Проанализировано влияние таких параметров, как срочность, плотность и пропускная способность грузопотока на работу системы и предложены алгоритмы оптимизации для сокращения времени ожидания, снижения затрат и повышения эффективности транспортных процессов. Методология исследования включает в себя применение многоканальной модели массового обслуживания для оценки влияния приоритетного распределения заявок на пропускную способность системы. Для анализа перераспределения ресурсов использованы математическое моделирование, методы линейного программирования и расчет NPV для оценки экономической эффективности. Результаты исследования подтверждают, что внедрение системы приоритетного обслуживания заявок позволяет сократить время ожидания для срочных грузов. Определены зависимости между уровнем загрузки ресурсов и долей приоритетных заявок в потоке. Разработанный алгоритм перераспределения ресурсов корректирует загрузку транспортной системы в условиях изменяющейся интенсивности потоков. Расчеты показали, что при высокой загрузке системы увеличение доли приоритетных заявок может привести к росту времени ожидания менее приоритетных клиентов, что требует поиска оптимального показателя для соблюдения баланса нагрузки. Применение предложенных методов позволило сократить среднее время ожидания приоритетных заявок в 1,5 - 2 раза в зависимости от сценария, а также подтвердило экономическую эффективность решений за счет положительного значения NPV. Оптимизированное перераспределение ресурсов способствует снижению затрат на обслуживание и сокращению совокупных операционных расходов. Практическая значимость исследования заключается в повышении эффективности транспортных процессов за счет динамического перераспределения ресурсов. Внедрение предложенных методов может применяться в логистике и транспортных компаниях для оптимизации обработки заявок, улучшения клиентского сервиса и сокращения затрат.
Список используемой литературы
1. Маркетинговое исследование Интернет-торговля в России 2024 // datainsight.ru : сайт. - Текст : электронный. - URL: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (дата обращения: 10.06.2024). @@ Marketingovoe issledovanie Internet-torgovlia v Rossii 2024 [Marketing research Internet trade in Russia 2024]. Available at: https://datainsight.ru/eCommerce_2023 (accessed 10.03.2025).
2. Поспелова, П. В. Развитие и совершенствование мультимодальных грузовых перевозок транспортной компании на примере ООО «Деловые линии» / П. В. Поспелова, Е. В. Файзрахманова. - Текст : непосредственный // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2023. - № 4 (70). - С. 97-103. - EDN ZHEHLE. @@ Pospelova P.V., Fayzrakhmanova E.V. Development and improvement of multimodal freight transportation of a transport company on the example of LLC "Business lines". Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia - Innovative economy: prospects for development and improvement, 2023, no. 4(70), pp. 97-103. EDN ZHEHLE. (In Russian).
3. Московский транспортный узел: перспективы развития / С. П. Вакуленко, А. В. Колин, Д. Ю. Роменский [и др.]. - Москва : ВИНИТИ РАН, 2017. - Часть II. - 96 с. - Текст : непосредственный. - EDN PVRCVO. @@ Vakulenko S.P., Kolin A.V., Romenskii D.Iu., Sviridenkov V.E., Chekmarev A.E. Moskovskii transportnyi uzel: perspektivy razvitiia [Moscow Transport Hub: Development Prospects]. Moscow: VINITI RAN Publ., 2017, Part II, 96 p. EDN PVRCVO. (In Russian).
4. Мазурина, А. В. Цифровая трансформация логистики «последней мили»: теоретический анализ / А. В. Мазурина, Т. В. Степанова. - Текст : непосредственный // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Экономика и управление. - 2022. - Т. 8. - № 4. - С. 50-60. - EDN WCQWHS. @@ Mazurina A.V., Stepanova T.V. Digital Transformation of “Last Mile” Logistics: A Theoretical Analysis. Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Ekonomika i upravlenie - Scientific notes of the V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Economics and Management, 2022, no. 4, pp. 50-60. EDN WCQWHS. (In Russian).
5. Клычева, Н. А. Эффективность внедрения цифровых моделей в области грузовых перевозок / Н. А. Клычева, Е. С. Прокофьева. - Текст : непосредственный // Известия Транссиба. - 2019. - № 3 (39). - С. 110-118. - EDN PGOYHU. @@ Klycheva N.A., Prokofieva E.S. Efficiency of digital models implementation in the field of freight transport. Izvestiia Transsiba - Journal of Transsib Railway Studies, 2019, no. 3(39), pp. 110-118. EDN PGOYHU. (In Russian).